Фуникулер

Киевский фуникулер позволяет быстро и недорого добраться с Подола в Верхний город. Является одним из первых фуникулёров в бывшей Российской империи, открыт в 1905 году после Кремлёвского и Похвалинского элеваторов в Нижнем Новгороде (1896) и Одесского фуникулёра (1902).

Михайловский механический подъем

До начала 20-го века с Подола в Верхний город добирались по оборудованным в склонах деревянным лестницам. При развитии городского транспорта стали обсуждаться автоматизированные способы подъема на Владимирскую Горку. По Андреевскому спуску из-за его узости, кривизны и крутизны трамвай ездить не мог и поэтому было решено соорудить подъем в другом месте. Строительство электрической канатной железной дороги» (Михайловский механический подъём, назван из-за рядом стоящего Михайловского златоверхого монастыря), которая соединила бы Михайловскую гору с Боричевым током, производилось с 1903 года и окончились весной 1905.

Оборудование фуникулера и вагоны были сделаны в Швейцарии, имевшей большой опыт в создании канатных дорог. Два мотора постоянного тока с напряжением 500 Вольт и мощностью каждого 65 лошадиных сил обеспечивали надежную работу. Один из моторов был запасным. Непосредственно с двигателем был соединён особый ленточный тормоз, приводимый в действие или автоматически, или механиком. Этот тормоз не позволял развивать скорость выше эксплуатационной и предотвращал удар вагонов о буфера верхней или нижней станции. Оба вагона имели вместимость по 70 пассажиров и двигались вверх-вниз со скоростью 2 метра в секунду.

Фуникулер

Трасса Михайловского механического подъема была на 40 метров короче, чем нынешняя. Она доходила только до улицы Боричев ток, откуда на Контрактовую площадь ходил трамвай частного Бельгийского акционерного общества, монополизировавшего трамвай и конку во многих городах Российской Империи. Летом 1928 года на фуникулере случилась авария. Во время ремонта при смене каната верхний вагон сорвался вниз и столкнулся с нижним. Люди при этом не пострадали, но вот вагоны разрушились полностью. В 1929 году линию фуникулёра продлили на 40 метров, до Почтовой площади и улицы Сагайдачного.

Такое расстояние было заложено в первоначальном проекте, но тогда выполнению задуманного воспротивилась владелица одной из усадеб, расположенных на Боричевом току на пути фуникулера. Цена, которую она затребовала в качестве компенсации за снос имения и устройство нового, была для города неподъёмной, а государство надежно охраняло законами частную собственность. Только с установлением советской власти воплотили в жизнь первоначальную идею. Продлевая фуникулёр, в одном из домов на площади устроили новый подъезд, так как прежний оборудовали как коридор для выхода пассажиров. Идея строительства новых линий фуникулёра также витала в воздухе. По планам второй пятилетки подъёмники должны были появиться на Вознесенском спуске, на Андреевской горе и у моста Евгении Бош (находился рядом с мостом метро, разрушен во время военных действий 1941 года).

В зимний период времени, при наличии достаточного количества снега, фуникулер используется сноубордистами как подъёмник для катания по территории Владимирской горки между верхней и нижней станциями фуникулера.

Где находится киевский фуникулер?

Владимирский спуск, 3 (нижняя станция); улица Трехсвятительская, 8-А (верхняя станция)
08:00 — 22:00