Крещатик

Начало истории Крещатика как городской улицы датируется 1797 годом, когда в Киев из города Дубно перевели Контрактовую ярмарку. Известный украинский историк Николай Закревский так пишет о Крещатике того времени: «- В 1797 году не было здесь ни строений, и вообще все населенные места на Крещатике представляли собой ещё в конце прошлого века саму пустоту.» Первым домом на Крещатике принято считать двухэтажный каменный дом помещика Онуфия Головинского, который появился тут в конце 1797 года. Массовая застройка улицы началась в конце 18 — начале 19 века. Вначале застраивали участок от Европейской площади до Прорезной улицы (по правую сторону), а в 1803 году начали застраивать и левую. Окончательные очертания Крещатик приобрел в планах Киева 1837 года, его продлили до Бессарабской площади и дали современное название, которое с 1869 года было официально закреплено за улицей.

В 1892 году по Крещатику стал ездить первый в Российской империи электрический трамвай, линия которого шла на Подол. После переноса столицы УССР в Киев началась массовая реконструкция улицы. Было заложено нескольких новых домов, большинство из которых остались недостроенными и были уничтожены во время Великой Отечественной войны. Среди объектов предвоенного строительства можно выделить универмаг (одно из немногих зданий на Крещатике, которое уцелело после войны). В 1934 году на Крещатике демонтировали трамвайную линию, а в 1936 году вместо трамваев пустили троллейбусы, проезжая часть была расширена и покрыта асфальтом.

24 сентября 1941 года, через несколько дней после занятия Киева немецкими войсками на Крещатике началась серия взрывов (по одной из версий, взрывы были инсценировкой, организованной немцами). Первым взорвался «Детский мир» архитектора Владислава Городецкого, а от взрывной волны сдетонировали боезапасы и в других зданиях. Центр города после этого выгорел полностью и во время войны не восстанавливался. В 1948 году был утвержден проект восстановления Крещатика и согласно ему было принято решение заново отстроить самый центр города, сохранив конфигурацию улиц, однако здания будут построены совершенно новые, в стиле «сталинского ампира». В 1955 году Крещатик выглядел как единый архитектурный ансамбль: профиль улицы асимметричен — проезжая часть 24 метра, два тротуара по 14 метров каждый, отделённые от проезжей части рядом деревьев, и каштановый бульвар с правой стороны, которые отделяют жилую застройку от проезжей части.

В 1960-1980 годы происходило строительство только единичных домов, по сравнению с периодом восстановления. Во время проведения реконструкции в 1978 году на углу Майдана Незалежности было построено здание с башней и курантами (достройка 1985 года) — совет профсоюзов Украины. Архитектурный мотив этого здания продолжила здание гостиницы «Крещатик» и дом агентства «Новости», который был возведен несколько позже. С правой стороны Майдана на месте бывшей Городской думы заложили сквер, который завершается в своей полукруглой части пятью улицами-лучами, поднимающимися вверх к старому городу. В 1982 году на Европейской площади был построен дом-музей Ленина, ныне это Украинский дом. В настоящее время Крещатик стал обязательным местом в программе посещения города гостями столицы и её жителями во время больших праздников. В субботу, воскресенье и в дни государственных праздников движение транспорта по улице перекрывают — улица на это время становится пешеходной. Здесь часто устраиваются концерты под открытым небом, а 24 августа, в день независимости Украины, ежегодно проходят военные парады.

Где находится Крещатик?