Случай с парком Памяти на Байковом кладбище в 1982 году – одна из самых больших трагедий, которая произошла в украинской культуре. Имена Ады Рыбачук и Владимира Мельниченко не вписаны в историю украинского искусства, хотя они посвятили 13 лет своей жизни созданию уникального произведения искусства – архитектурного ансамбля парк Памяти. Когда все было уже практически готово к официальному открытию, монументальные барельефы – ключевой элемент парка – были варварски уничтожены.

Ада и Владимир встретились в художественной школе, после ее окончания вместе учились в художественном институте и после первой поездки на Север в 1954 году уже никогда не расставались. Уже в институте к ним относились с опаской, так как считали нонконформистами только потому, что те дерзали идти неизведанными путями, браться за всё новое и незнакомое, даже если выполнение задуманного требовало разработки специальной технологии. Свои дипломы они защищали персональной выставкой картин – впервые за всю историю учебного заведения. Сразу после окончания института Ада написала картину, которую, к сожалению, на выставку не пропустил комитет. Картина же получила призовое место зарубежом, что позволило ей объехать всю Европу. В 1959 году СМИ обвинили Аду и Владимира в «бойчукизме» (стиль в искусстве 1910-1930 годов; художники, которые рисовали в этом стиле были репрессированы, а все их работы — уничтожены). Работы ребят перестали принимать к участию на выставках, заказы на иллюстрации книг больше не поступали – по сути их изолировали от работы с институциями, оставив возможность работать только в мастерской.

— Много лет задаю вопрос себе: зачем Аврааму Милецкому (известен такими своими работами как парк Вечной Славы, крематорий на Байковом кладбище, гостиница Салют, Пейзажная аллея) понадобился заказ на проект крематория, объекта с таким названием и историей? Зачем целых 8 месяцев уговаривал нас принять участие в этой работе: с октября 1967 по июнь 1968? Напоминал: Примете участие? Тогда я возьму заказ. И без колебаний через 13 лет уничтожил архитектурный ансамбль парка Памяти — вспоминает Ада Рыбачук.

В 1968 году Владимир и Ада согласились на создание совместно с Авраамом крематория на Байковом кладбище. Участвовать согласились лишь при условии, что будут вовлечены в работу на всех этапах – от концепции до пластического воплощения проекта в архитектуре.

— Первый разговор Милецкого с нами состоялся в ноябре 1967 года. На то время он не имел эскизов, ни единой мысли относительно направления проектирования крематория на Байковом кладбище. Суть разговора — прежде чем согласиться на заказ и начать проектирование, Милецкий имел целью заручиться нашим согласием на участие в этом проекте. В марта 1968 года с нами состоялось обсуждение предварительно проекта Авраама. Проект вызвал у нас резкое отторжение. Мы выразили принципиальное несогласие по поводу исключительно технологического решения проблемы — при полном отсутствии предложений нравственного, эстетического и духовного аспектов. Опять решили категорически: взяться за проектирование можем только при условии решения комплекса проблем — решение не только технологической функции, но начинать разработку проекта именно с философской концепции, — архитектурной пластикой создать образ строения мемориального характера, — рассказывает Ада.

Художники принялись за разработку проекта понимая уже заранее то, что вместо того, чтобы построить фабрику по сжиганию человеческих тел быстрым и удобным способом, они построят парк Памяти: памятник не индивидуальный, но общий — всему человечеству. Проект был одобрен и Ада Рыбачук с Владимиром Мельниченко принялись за работу всей своей жизни…
Парк Памяти был спроектирован как архитектурный ансамбль, ключевыми элементами которого являлись залы прощания и стена длиною в 200 метров с монументальными барельефами. Строение залов – композиция из семнадцати вогнутых оболочек, обращённых в небо. Во всех деталях, составляющих комплекс, авторы стремились избежать статичности, языком пластики выражая беспрерывное движение – залог и условие существования жизни. Они стремились достичь лёгкости, но в то же время сохранить монументальность, называя сам объект Храмом Неба.

Документальный фильм о парке Памяти (Стене Памяти)

Огромный масштаб и размещение барельефов неслучайны – они были вынесены на улицу под открытое небо для того, чтобы изображение было обращено к следующим поколениям. Стена длиною в 214 метров выполняет и инженерную функцию, укрепляя террасное кладбище. Насыщенные сюжетами рельефы запечатлели изображение эпохи и судьбы всех поколений, строивших государство. Здесь был и самопожертвенный акт Прометея, и вдохновенный взлёт Икара, и множество других историй, не скрывающих трагичность и драматизм жизни, но вместе с тем призывающих к общению, размышлению, действию вместо пассивного принятия смерти. Главные части Стены памяти: Весна, Радуга, Цветущий сад, Дождь, Любовь, Творчество, Материнство и другие. У основания Стены Памяти были созданы искусственные бассейны. Таким образом, отражаясь в воде, объём монумента увеличивался вдвое, сочетаясь с небом, солнцем и движением облаков.

Из 13 лет работы над проектом, 7 было посвящено стене. Однажды рано утром, в середине января 1982 года, следуя необъяснимому наитию они приехали на объект и увидели шокирующую картину: на кладбище прибывали автомобили с людьми в погонах, а стена была оцеплена. Судьба барельефов уже была предрешена – ликвидировать в кратчайшие сроки.

— Присутствие авторов на всех закрытых заседаниях взял на себя самочинно на правах главного архитектора Милецкий. Он постоянно и лично общался с секретарями городского комитета, вводил их в заблуждение и лгал что «Ада и Володя меня подвели, с работой не справились, стройку бросили, рельефы стены сделать не успели, сделали только эскиз в глине (кстати эта ложь обнаружилась в 1989 году)». Убеждал всех от имени якобы давших на это добро чиновников, что рельефы надо как минимум закрыть от взора простых советских людей – возмущенно говорит Ада. — Самое кощунственное в этом всем еще и то, что центральный автовокзал, дворец пионеров и крематорий — это все наши общие проекты, но авторство везде Милецкий указывал только свое, получая кроме признания еще и премии — добавляет Рыбачук.

21 марта 1982 года в 8 часов утра 6 бетономешалок, по указанию Милецкого, начали процесс заливки Стены Памяти бетоном, навсегда скрывая многолетний труд двух непризнанных художников. Всего понадобилось более 300 бетономешалок, чтобы полностью завершить этот акт варварства. Судьбой Стены Памяти заинтересовались другие страны: Норвегия предложила техническую помощь, Франция и США вызвались собрать деньги на реконструкцию проекта. Но письма и обращения к руководству СССР остались без ответа – там не любили признавать ошибки.
Документы, на основании которых была уничтожена Стена Памяти, были отменены одним из первых указов, как только Украина получила независимость. Более того, было постановление о восстановлении рельефов и воссоздании Парка Памяти в полном объеме. Ежегодно выделялись средства, но ничего так и не было сделано. Вместо этого крематорий продолжает расширять свою территорию, заказывая новые печи и помещения — там уже построен целый завод по сжиганию человеческих тел. Вопрос о восстановлении Стены Памяти больше не поднимается, а городское управление и администрация самого кладбища препятствуют продвижению дела… В мае 2018 года было восстановлено 6 метров Стены Памяти, работами руководил Владимир Мельниченко в планах которого восстановить весь барельеф.

Где находился парк Памяти (Стена Памяти)?

улица Байковая, 16

Оставить комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here