Детская железная дорога (официальное название: малая Юго-Западная железная дорога) была открыта в августе 1953 года в Сырецком парке, который тогда ещё был пустырём рядом с Бабьим Яром. Строилась она усилиями железнодорожников Юго-Западной железной дороги и комсомольцев. Первый поезд по детской железной дороге провел машинист Петр Кривонос, который в то время был начальником ЮЗЖД.

На момент открытия детская железная дорога располагала паровозом Гр-336 (производства Германии), а также 5 деревянными вагонами. Чуть позже сюда были доставлены тепловозы ТУ1-001 и ТУ2-021. Дорога представляла собой петлю, была одна тупиковая станция — “Комсомольская”, ещё одна станция на кольце — “Пионерская и ещё одна станция “Техническая”, которая в те времена предназначалась лишь для отстоя подвижного состава. Также на детской железной дороге был построен большой виадук (мост) через овраг, высота которого 20 метров, а длина – 100 метров.

В 1960-е годы началась застройка территории вокруг детской железной дороги. В связи с этим станцию “Комсомольская” закрыли, а саму дорогу –
закольцевали. Внутри кольца находится перемычка, которая сейчас не используется из-за того, что сильно заросла деревьями. Чуть севернее бывшей станции “Комсомольская”, у места примыкания перемычки к большому кругу, построили станцию “Яблонька”. Позже началось переоснащение дороги — она получила 8 вагонов “Pafawag” и 4 вагона ПВ51, из которых сформировали 3 поезда. А в конце 80-х годов дорога получила два тепловоза ТУ7 — №3192 и №3197.

После 90-х годов для дороги настали тяжёлые времена, но усилиями начальника дороги и оставшихся инструкторов её удалось отстоять. Тем не менее, все вагоны ПВ51 и 4 вагона “Pafawag” были списаны. Также был выкуплен и вывезен паровоз, а тепловоз ТУ1 встал на прикол. В 1999 году на станции “Пионерская” произошёл пожар — станционное здание было полностью уничтожено (впоследствии на её месте было построено заведение общественного питания, а сама платформа сейчас не используется), также был порезан в металлолом и тепловоз ТУ1. После 2000 года тепловоз ТУ2 встал на прикол.

К 2001 году дорога была реконструирована — отремонтированы все станции, станция “Техническая” была переименована в “Вишенку” и теперь стала главной станцией. Оба тепловоза ТУ7 были приведены в порядок, также были отремнотированы 3 вагона “Pafawag”, но на четвёртый не хватило средств, и впоследствии он был вывезен. На станции “Вишенка” был построен учебный корпус с 2 классами и компьютерным кабинетом. Тогда же началось и строительство депо, которое затянулось до 2005 года. В 2005 году с дороги был вывезен тепловоз ТУ2, но зато возвращён паровоз Гр-336, который теперь водит поезда на открытии дороги и по праздникам. Теперь весь подвижной состав отстаивается на ограждённой площадке.

Дорога оснащена полуавтоматической блокировкой, имеется поездная, станционная и локомотивная радиосвязь. В 2017 году были капитально отремонтированы все пути и переезды, включая виадук. Всего на дороге 13 светофоров, в том числе 2 проходных. Около станции “Вишенка” имеется неохраняемый переезд. В настоящее время дорога работает с мая по конец августа, всего в кружках “Юный железнодорожник” занимается более 500 детей.

Где находится киевская детская железная дорога?

улица Тимофея Шамрыло, 4
(044) 458-48-34
режим работы – только в теплое время года и по определенным дням (подробное расписание на сайте)
https://kdz.kyiv.ua