Рядом с промышленной окраиной Киева Корчеватым и кладбищем кранов, посередине Днепра находится необычное сооружение, которое даже можно рассмотреть с Южного моста. Круглая бетонная башня, увенчанная ступенчатой площадкой, расположилась недалеко от фарватера, на сваях длиною в 12 метров и была построена в начале 1980-х годов. Зачастую этот объект принимают за элемент так называемых “сталинских тоннелей” или тоннелей под Днепром, но это не так.

Эта башня посреди реки, именуемая на судоходном языке не иначе как «пал», выполняет довольно экзотическую в наши дни функцию. Она помогает устранять погрешности корабельных магнитных компасов (существует отклонение стрелки компаса от магнитного меридиана, например, под влиянием больших масс металла или естественного магнитного поля Земли; её учились исправлять еще древние финикийцы и северные моряки-поморы, использовавшие для этого самодельный прибор из кости мамонта).

– Каждое судно должно хотя бы раз в год устранять погрешности в работе своего магнитного компаса. Киев находится на стыке двух водохранилищ и это обязательная процедура! Даже сейчас, когда корабли оборудованы GPS, локаторами, и прочей современной техникой – все они зависят от источника питания и могут выйти из строя в любой момент. Но старый добрый магнитный компас всегда будет показывать на север и в любой ситуации направлять движение судна, – рассказал начальник службы связи и радионавигации “Укрречфлота”.

Ранее девиационная башня находилась на месте Южного моста, но затем её перенесли ближе к Корчеватому, потратив на это примерно 2 000 000 советских рублей. Девиационная башня построена из монолитного бетона, с минимумом железных конструкций, необходимых для швартовки судов, на борту которых находится девиатор – обычно, суда принимают его на пристани «Осокорки», около дач. С помощью специального прибора этот человек сверяет показания корабельного компаса с координатами бетонной башни ориентированной на постоянные отметки – например, на заводские трубы или башни высоковольтных электролиний. И настраивает компас по норд-осту или зюйд-весту, устраняя его погрешности.

Крупные теплоходы настраивают свой компас не швартуясь к «палу» – они просто оплывают девиационную башню по кругу, совершая тот самый странный маневр, которому не раз удивлялись многие киевские дачники и рыбаки. Но ни одно из судов не может выйти в большое плавание без справки о проведенных девиационных работах, которые заверяет украшенная якорем фирменная печать «девиатора» – почетной на речном флоте, но, к сожалению, вымирающей сегодня профессии. По данным на 2018 год, специалистов по девиации в Украине осталось менее 10 человек.

Где находится девиационная башня?