Государственный музей авиации Украины имени Антонова

Государственный музей авиации Украины им. О.К. Антонова является самым большим историко-техническом музеем не только в нашей стране, но и во всей Восточной Европе. Он был торжественно открыт в 2003 году по случаю 100-летия мировой авиации и 80-летия Национального авиационного университета. Музей разместился на территории бывшей учебно-авиационной базы (УАТБ) КИИГА (ныне НАУ), а приписанные к ней самолеты стали ядром сборника гражданской авиации.

Экспозиция музея находится в постоянном развитии — с начальных 33 экспонатов она выросла до более 90 самолетов, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов, которые были на вооружении ВВС СССР и независимой Украины, или эксплуатировались в гражданском воздушном флоте. За годы существования ГМА стал центром культуры и досуга государственного уровня, который посетило более миллиона киевлян и гостей города.

Еще одно направление – образцы авиационного вооружения и БПЛА, а также экспозиция авиадвигателей. В натурных фондах музея представлены разработки практически всех ведущих авиационных КБ советского периода – Туполев, Яковлев, Ильюшин, Антонов, Сухой, Микоян-Гуревич, Камов, Миль, Бериев, а также реплики начала 20 века. В свою очередь, коллекции сформированы как по принципу назначения летательных аппаратов, так и по принадлежности к отдельным конструкторским бюро. Исключение составляет КБ. А.Н.Туполева – здесь выделена отдельная «Бекфайр-коллекция», куда вошли бомбардировщики-ракетоносцы семейства Ту-22М.

Представленные в музейных фондах коллекции самолетов КБ Микояна и Гуревича, а также вертолетов КБ М.Л.Миля являются одними из наиболее полных в мире. Здесь экспонируются также редкостные ныне МиГ-15УТИ и Ми-1М. А по количеству опытных и единичных бортов музей является вторым по величине коллекции в СНГ – больше только в российском Монино. В Жулянах можно увидеть первый опытный Ил-86, второй опытный/первый серийный Ил-18, первый серийный Ту-104, предсерийный Ту-134, а также Ту-22М0 из опытной серии и другие. Каждая из этих машин одновременно является также старейшим образцом своего типа, дошедшим до наших дней.

Источниками постоянного пополнения экспонатного ряда музея стали аэродромы, на которых сохранились списанные борты – исторические свидетельства развития отечественной авиации. Эти машины были приведены в экспозиционное состояние усилиями предприятий украинского авиапрома, после чего заняли свое место на площадке в Жулянах. На многих представленных в музее самолетах основные системы до сих пор сохранили работоспособность. В частности, на таких машинах исправно функционирует вся электроника, а еще относительно недавно на них производились запуски двигателей. Благодаря этому не утихает интерес гостей к посещению пилотских кабин самолета Ил-62 и вертолета Ми-8, ведь посидеть за штурвалом может любой желающий.

Особый колорит посещению музея придает близкое соседство действующего аэропорта «Киев» (Жуляны), взлетно-посадочная полоса которого проходит в 100 метрах за прозрачным забором. Отсюда взлет и посадка производят на зрителей незабываемое впечатление.

С момента основания и до сегодняшних дней на территории УАТБ КИИГА (НАУ) сменили один другого многие самолеты и вертолеты. Среди них было немало и уникальных машин, достойных занять лучшие места в экспозиции любого авиационного музея мира. По иронии судьбы все они погибли здесь же — в Жулянах, — отправленные на металлолом в строгом соответствии с требованием Госплана СССР по сдаче цветных металлов. Как только, в силу различных причин, самолет становился непригоден для обучения студентов, его ожидала утилизация. Таким образом погибли редкостные образцы экспериментальных самолетов — Ту-110 СССР-5600, опытный Ту-104Г (Ту-16Г) СССР-Л5411, второй летный прототип Ил-62 СССР-06176 (003), прототип Ту-124 СССР-45000 и другие.

В начале же 1990-х годоа учебный аэродром КИИГА подвергся воздействию наиболее естественных, а вместе с тем и наиболее разрушительных процессов — влиянию времени. В течение целого десятилетия самолеты теряли былой облик и приходили в негодность, а сам аэродром заростал дикой травой. Территория будущего музея в этот период постепенно превращалась в авиационное кладбище.

Коренным образом ситуация изменилась лишь к 2003 году, после того как, согласно постановлению Кабинета Министров Украины, было принято решение о создании на базе УАТБ Государственного музея авиации. Удивительно, но всего за 3 месяца до открытия нового музея к его будущим экспонатам еще не прикасалась рука реставраторов. В чрезвычайно сжатые сроки, организовав широкую кооперацию с десятками авиационных предприятий по всей стране, удалось подготовить музей к открытию, которое состоялось 30 сентября 2003 года.

Где находится государственный музей авиации Украины имени Антонова?

улица Медовая, 1
(044) 451-83-14
ср-вс (апрель-октябрь): 10:00-19:00
ср-вс (ноябрь-март): 10:00-17:00
пн-вт: выходные дни