Киевский мотоциклетный завод

Киевский мотоциклетный завод был создан в сентябре 1945 года на базе бывшего Бронетанкового ремонтного завода №8. Первая модель, одноместный мотоцикл лёгкого класса К-1Б «Киевлянин», была изготовлена в 1946 году по документации мотоцикла Wanderer-1Sp на оборудовании, полученном по репарации из Германии. Первоначально двигатель для «Киевлянина» получали по кооперации, но уже с 1947 года завод начал серийный выпуск мотоциклов К-1Б с двигателем собственного производства. В 1947 году началась разработка трехколёсного мотоцикла, предприятие развернуло работу по строительству производственных цехов и сооружений литейного и заготовительного цехов.

В 1949 году на завод приехали 100 специалистов, техническая оснастка и специализированное оборудование завода «Красная Этна» (прекратившего выпуск военных мотоциклов тяжёлого класса М-72), началась подготовка к выпуску М-72, выпуск которых был освоен в 1951 году. С 1956 года на заводе разработали и начали выпускать новую, более усовершенствованную модель К-750. За период с 1955 года по 1970 год выпуск мотоциклов составлял 45-50 000 штук в год. В составе КМЗ были созданы две испытательных лаборатории: дорожной и спортивной техники.

В 1959—1962 годах на заводе велись работы по созданию развозных микрогрузовиков. В 1959 году был построен первый образец КМЗ-1 «Киев». Грузовик получил двухцилиндровый оппозитный двигатель воздушного охлаждения от мотоцикла К-750 (26 л/с), который поместили под грузовой платформой, четырёхступенчатую коробку передач и привод на задние односкатные колёса. Кабина — двухместная алюминиевая. Грузовая платформа — деревянная. Тормоза и рулевой механизм были позаимствованы от легкового автомобиля ЗАЗ-965. Однако, запускать микрогрузовики в крупную серию было признано нецелесообразным.

С 1972 года освоен выпуск мотоциклов МТ-9 и МТ-10 с новой коробкой передач и задним ходом. С 1976 года в Киеве началось усовершенствование эскортной техники, а в 1978 году была изготовлена первая партия из 25 специальных эскортных мотоциклов для Правительства СССР. В дальнейшем, завод освоил мелкосерийное производство эскортных мотоциклов МТ-14/9, которое продолжалось до начала 1990-х годов. В 1977 году завод освоил производство мотоцикла «Днепр» МТ 10-36. В 1984 году завод начал производство мотоцикла «Днепр-16». В 1991 году КМЗ была выпущена первая партия одноместных мотоциклов с объёмом двигателя 650 см³.

В 1995-1996 годах завод освоил производство трёхколесного грузового трицикла КМЗ-8.922 «Днепр-300» грузоподъёмностью 300 кг, на базе которого выпускали специализированные мотоциклы для коммунальных служб, торговли, фермерских хозяйств, лесничеств… Но судьба КМЗ уже была предрешена. В 2002 году началась распродажа неиспользуемых помещений: были проданы корпус № 7 (незавершённый гальванический цех) и половина заводского корпуса № 12. В 2003 году были проданы вторая половина корпуса № 12 и здание склада. В течение 2004 года были проданы заводской корпус №35 и находившийся на балансе завода детский лагерь «Орлятко».

К осени 2006 года 20% площадей завода были сданы в аренду, основным направлением деятельности предприятия являлось производство запчастей для ранее выпущенных мотоциклов. Также на предприятии работала линия по производству декоративно-художественного стекла. В 2006-2007 годы из ранее выпущенных комплектующих заводом были собраны последние серийные мотоциклы марки «Днепр». Начавшийся в 2008 году экономический кризис и вступление Украины в ВТО в мае 2008 года осложнили положение завода. Осенью 2008 года завод производил запасные части для ранее находившихся в производстве моделей мотоциклов, прицепы для легковых автомобилей и изделия из декоративно-художественного стекла. Весной 2017 из ранее изготовленных заводом запасных частей и деталей была собрана коллекционная партия мотоциклов «Dnepr Vintage», которые стали последними мотоциклами «Днепр» — киевский мотоциклетный завод прекратил свое существование, а его цеха теперь стоят в аварийном состоянии, все оборудование находившееся в них распродано или разворовано.

Где находился киевский мотоциклетный завод?

улица семьи Хохловых, 8