Кудрявский мост

Неподалеку от Пейзажной аллеи можно увидеть самый старый киевский мост, хотя на самом деле первым был мост Струве, но он до наших дней не сохранился. Кудрявский мост является виадуком и расположен над улицей Петровской, которой уже почти нет. В 1960-х годах тут еще жили люди в частных домах и по ней можно было проехать на машине, но по состоянию на 2018 год улица так заросла деревьями, кустами и бурьяном что по ней тяжело даже пройтись пешком. Мост соединял улицу Кудрявскую и Вознесенский спуск, под ним проходит Вознесенский яр. Особенностью Кудрявского моста является то, что его пролеты выложены из кирпича (можно увидеть на фото). Сохранились даже металлические балки с заклепками, которым более века. Длина моста — 10 метров, высота — 4 метра.

Кудрявский мост был построен в 1897 году по проекту инженера-архитектора Владимира Бессмертного (известен по своему проекту «Дом с котами»). Мост был создан для нужд одного из первых киевских ликероводочных заводов — «Казенного винного склада», построенного в 1896 году (на данный момент заброшен).

Как только мощности завода стали использоваться на максимум, остро встал вопрос разгрузки улицы, так как грузовые повозки, стоявших возле складов в очереди за продукцией, создавали большие проблемы с движением. Мало того, что они перекрывали улицу, так ещё и при развороте и обратном движении повозки с хрупким грузом постоянно создавали заторы. Появилась идея, что грузовое движение рядом с винными складами должно быть односторонним. Но тогдашняя уличная инфраструктура такой возможности не предоставляла. Кудрявская улица делала возле склада крутой поворот, переходила в столь же узкий Подвальный переулок, что упирался в тупик — точнее в верховья Вознесенского яра, по дну которого спускалась одноименная улица.

Владимир Бессмертный представил решение этой проблемы в виде проекта моста-виадука через Вознесенский яр. Этот мост соединял Подвальный переулок с достаточно широким Вознесенским спуском, благодаря чему грузовые повозки одна за другой, заезжая со стороны магистральных улиц (Сечевых Стрельцов и Большой Житомирской) по Кудрявской, потом выезжали на те же магистральные улицы по Вознесенскому спуску. А когда в Киеве появился электрифицированный транспорт, на мосту была проложена служебная трамвайная линия для грузового трамвая (жители близлежащих домов называли его «однотонка»). Со временем необходимость в линии исчезла и рельсы были демонтированы.

До 9 апреля 2001 года по мосту ещё ездили автомобили, но потом он получил статус аварийного, въезды на него перекрыли и он стал пешеходным. В 2002 году предпринималась попытка отреставрировать Кудрявский мост, но по состоянию на 2018 год конструкция находится в крайне неудовлетворительном состоянии и быстро разрушается.

Где находится Кудрявский мост?

Вознесенский спуск, 7