Музей КП «Киевпасстранс»

Музей коммунального предприятия «Киевпасстранс» ранее имел названия «Всесоюзный трамвайный музей имени десятой годовщины Октября», «Музей первого трамвая» и «Киевский музей электротранспорта». Музей был открыт в 1927 году в связи с празднованием 10-летия Октябрьской революции как «Всесоюзный трамвайный музей имени десятой годовщины Октября» в заброшенном на тот момент Демеевском трамвайном парке. В 1942 году музей был полностью разграблен фашистами и после освобождения Киева, в связи с отсутствием экспонатов, не восстанавливался. Музей заново открыт в 1992 году в связи с празднованием 100-летия Киевского трамвая. Находился с 1992 по 2010 год на Печерске. В 2011 году был осуществлён переезд музея на улицу Павла Усенко, 7/9, там где Дарницкое трамвайное депо.

Экспозиция музея до переезда в Дарницкое депо была расположена в одном зале, площадью 40 квадратных метров. Здесь была представлена часть моделей трамвая, троллейбуса и монорельса, изготовленных (проходивших капитальный ремонт) на КЗЭТе (Киевском заводе электротранспорта). Чрезвычайно интересными являлись три сборные диорамы, отражающие различные этапы развития киевского транспорта — «Начало-Современность» (1892—1992 годы), «Годы войны» (1941—1944 годы) и «Наше/Будущее время» (1992-…). Имелась большая карта Украины, где обозначены все города, имеющие на 1993 год или имевшие в прошлом трамвай или троллейбус. На аналогичной большой карте Киева обозначены линии трамвая и троллейбуса, действовавшие в разные годы.

В музее общественного транспорта экспонировались фотографии, книги, документы, рассказывающие о истории развития транспорта не только Киева, но и других городов. Уникальная библиотека книг и журналов (большинство из которых — французские, американские и английские) и книг, насчитывала около 5000 экземпляров из многих стран мира, рассказывала об истории транспорта во всем мире.

С конца 2009 года, по причине тяжёлой болезни (а позднее смерти) заведующей музеем, музей перестал принимать посетителей. В средине 2011 года, в срочном порядке всё имущество музея было перевезено на территорию Дарницкого трамвайного депо, где было оставлено под присмотр разных сотрудников предприятия, не имевших отношения и интереса к музею. В процессе начальной фазы ремонта нового помещения музея, большая часть фондов (находившихся прямо на месте проведения строительных работ) была серьёзно повреждена (в том числе одна диорама, пришедшая в негодность), а часть фонда и экспонатов — вовсе украдена.

Новое помещение музея общественного транспорта представляет собой вестибюль, коридор, два зала и 5 подсобных помещений, общей площадью свыше 200 квадратных метров. В апреле 2012 года, с приходом ноаого заведующего, наконец, были начаты восстановительные работы как в помещении, так и с фондами. В период последующих нескольких месяцев фонды музея были приведены в порядок, была произведена большая часть ремонтных и реставрационных работ в музее, был оформлен фасад здания, облагорожена территория возле входа, был организован сбор натурных образцов для соответствующей новой экспозиции музея (исторический подвижной состав), частично подготовлена площадка для хранения последних и сделаны заготовки для возможности эксплуатации в экскурсионных целях.

Были отреставрированы все 3 диорамы, заново организована вся фотоэкспозиция и иллюстрирующие транспортные атрибуты, а также выставка уцелевших (безмасштабных) моделей подвижного состава трамвая, троллейбуса и фуникулёра. В экспозицию была добавлена одна масштабная модель (троллейбус ЮМЗ Т-2) и несколько стендов хвалебного содержания, посвящённых КП «Киевпасстранс». Также, появился один стенд посвящённый первой заведующей музея — Ливинской Л. А. В авгусе 2012 года состоялась торжественная демонстрация музея главе города, и. о. городского головы — Попову А. П. Был продемонстрирован процесс восстановительных работ (почти оконченных) и экспозиция подвижного состава.

После этой демонстрации и до начала 2013 года музей не работал, поскольку был уволен заведующий. С 2013 года музей возглавляет Олейник Любовь Ивановна. К сожалению, больше не предпринимаются попытки развивать музей. Из-за сложной и неудобной системы предварительной записи на экскурсию существенно затруднён приём посетителей. Для записи необходимо позвонить в отдел кадров Дарницкого трамвайного депо, записаться там в очередь на экскурсию, а позднее ещё раз позвонить и уточнить — придёт ли на экскурсию заведующая (на месте она постоянно не находится).

Где находится музей электротранспорта (общественного транспорта)?

улица Павла Усенка, 7/9