Секреты киевского метро

Командный бункер (кодовое название: КП)

В любом крупном и не очень городе бывшего Советского Союза есть какие-то секреты и тайны. Период «холодной войны» оставил после себя много сооружений, которые поражают своим гигантизмом и размерами бюджетных средств, которые чиновники СССР влили в военный, а не в гражданский сектор государства.

Как известно большинству тех людей, которые еще помнят что такое аббревиатура «ГО» (кто не знает — гражданская оборона), то самым надежным убежищем в случае авианалета по праву считались тоннели метрополитена. Именно там и начали сооружение командного бункера на случай если капиталистическая Америка развяжет войну против Советов.

Строительство началось на задворках завода «Арсенал» и велись в 3 смены, а землю вывозили по ночам в накрытых брезентом грузовиках. Работы были практически завершены, но тут и накал страстей между двумя великими сверхдержавами того времени поутих. Объект был заморожен, а в наше время находится под усиленной охраной и видеонаблюдением.

Станция Львовская Брама (недостроенная станция метро)

Работы по строительству станции стартовали в 1991 год, но были приостановлены в 1996 (путевые стены даже успели облицевать мрамором) из-за отсутствия комплексного решения по реконструкции Львовской площади, где собственно и был запланирован выход со станции, и, главным образом, по причине нехватки средств. Сроки окончания строительства многократно переносились и на данный момент неизвестны.
Власти Киева периодически заявляли о скором начале достройки станции, но фактически работы не начинались. Сейчас как вероятные сроки достройки называют 2018—2020 годы (по словам нынешнего мэра Кличко).
Несмотря на то, что обещанные сроки открытия станции неоднократно переносились, на некоторых станциях и на схемах в вагонах метро ранее можно было увидеть название «Львовская брама». Но со временем все они были убраны.

Станция «Телички» (недостроенная станция метро)

Территориально станция расположена рядом с ТЭЦ-5 и между автомобильными эстакадами Южного мостового перехода. Напротив, на территории ТЭЦ-5, можно увидеть вентиляционные надстройки станции, а немного дальше находится большой вентиляционный киоск станционного вентиляционного узла. Станция «Телички» имеет правосторонние платформы («берегового» типа) так же как на станциях «Днепр», «Вырлица» и «Красный хутор».
Строительство станции начало на рубеже 1980-х-1990-х годов и планировалась как перспективная, то есть открывать ее уже тогда не собирались. На момент проектирования станция называлась «Стройиндустрия», а вот нынешнее название появилось благодаря местности Нижняя Теличка, в которой и расположена станция. Перспективы открытия «Телички», как полноценной станции, весьма маловероятны. Промышленная зона, расположенная над станцией, в нынешнем виде даст практически нулевой поток пассажиров.

Станция «Герцена» (недостроенная станция метро)

После развала СССР для метростроя стало обычным делом пропускать открытия промежуточных станций при запуске нового участка. А началось все с «Печерской», которую открыли на шесть лет позже установленного срока; за ней последовала неоткрытая и по сей день «Львовская брама». «Теличка», которую также можно включить в этот список, изначально задумывалась на перспективу. Но есть такие станции, которые уже никогда не появятся на схемах метро: на красной линии такой стала «Проспект Вернадского», которая должна была находиться между «Святошином» и «Житомирской», а на зеленой — «Герцена».

Станция «Герцена» должна была входить в один пусковой участок со станцией «Дорогожичи» и, соотвественно, располагаться между «Дорогожичами» и «Лукьяновской». В отличие от «Проспекта Вернадского», которую исключили еще до начала строительства соответствующего участка, «Герцена» оставалась в планах достаточно долго и пусковой участок был не только спроектирован, но и построен из расчета появления на свет еще одной станции.

Варианты названий были самыми разнообразными — «Улица Герцена», «Нагорная», «Институт автоматики», «Загоровская». Да только вот от станции осталась лишь характерная загогулина на трассе, вентиляционный ствол, который должен был стать станционным, и совмещенная тягово-понизительная подстанция (СТП), которую построили не на глубине заложения трассы метро, а прямо у поверхности земли. По причине того, что расстояние между «Лукьяновской» и «Дорогожичами» превышает предельно допустимые 2 километра, рядом с несостоявшейся станцией (но не на ее месте, как многие считают) обустроили эвакуационные мостики с тремя проходами между тоннелями. И все. Единственное, что напоминает о несостоявшейся станции — пара вставок из чугунных тюбингов по 3 кольца в каждом тоннеле 1-го пути.

Старые тоннели киевского метро

Тоннели между станциями «Крещатик» и «Университет» являются частью первого пускового участка киевского метро, открытого в 1960 году. На старых планах на перегоне длиной более 1500 метов должна была разместиться еще одна станция, но в финальном проекте ее убрали.
В 1970-е годы, когда проектировалась третья Сырецко-Печерская линия, возник вопрос создания пересадочных узлов на уже существующих трассах метро. Был выбран вариант построить между «Крещатиком» и «Университетом» новую станцию и организовать там пересадочный узел — так появилась станция «Театральная». Новый пересадочный узел был построен в стороне от тоннелей соединяющих «Крещатик» и «Университет», как бы огибая его — по этой причине отрезок старых тоннелей длиной 1,5 километра стал ненужен. Рельсы и прочее оборудование оттуда было демонтировано.

Электродепо «Бортничи»

Электродепо «Бортничи» («Вырлица») — запроектированное и непостроенное депо метрополитена, которое должно было обслуживать Сырецко-Печерскую линию.
После пуска левобережных станций Сырецко-Печерской линии в 1994 году, на месте озера Вырлица было запланировано строительство электродепо для новой линии — согласно планам того времени линию не предполагалось расширять далее на восток. Недалеко от станции «Харьковская» было построено ответвление тоннелей в сторону озера Вырлица, часть которого предполагалось засыпать для постройки депо. Однако намыв песка и строительство электродепо так и не были начаты. Позже планы строительства метро изменились, было решено продлевать линию на восток, а новое депо строить в лесу около станции «Красный хутор». На этот раз замысел осуществился и электродепо «Харьковское» было открыто в 2007 году.
Проход из тоннелей ведущих к несостоявшемуся деп к оборотным тупикам станции «Харьковская» давно наглухо забетонирован, а действующий отрезок тупиков сейчас имеет протяженность более 200 метров в сторону озера Вырлица.