Тоннели под Днепром или как их еще называют «Сталинские тоннели» (проходит в документах как «Строительство №1 НКПС (Народный комиссариат путей сообщения СССР)») представляют собой недостроенные железнодорожныe тоннели. Работы по их строительству производились в период с 1938 по 1941 год, а сдача в эксплуатацию планировалась на 1944 год. Проект построить тоннели под Днепром появился из-за военной необходимости — 2 железнодорожных моста, соединяющие левобережный и правобережный Киев, в случае войны можно было легко разрушить авиацией, прервав подвоз боеприпасов и пополнений для частей, обороняющих город. Поэтому были заложены 2 тоннельных перехода под руслом: Северный (Оболонь — Вигуровщина) и Южный (Жуков остров — Осокорки). Стройка осуществлялась в условиях высокой секретности. Рядом с местами строительства были построены небольшие заводы по производству бетона, склады для оборудования, гаражи для техники и бараки для рабочих. Рабочим же запрещали рассказывать даже друг другу о том, чем они занимаются на стройке — иначе их ждало увольнение или, что происходило гораздо чаще — тюремный срок. Над строительством тоннелей под Днепром трудились инженерные части РККА (Рабоче-крестьянская Красная армия) и рабочие треста «Гидрошляхбуд» (в сумме около 20 000 человек).

Это интересно!


1. В 1941 году на одном из проходческих щитов, который двигался с острова Водников в сторону левого берега, произошла авария. Сжатый воздух из тоннеля вырвался на поверхность воды и тот моментально заполнился водой. Рабоче едва успели спастись и после назначения нового начальника участка был начат ремонт щита, но началась война. В конце июля того же года поступила команда из Москвы: работы прекратить, строительство законсервировать. Проходческие щиты и тоннели затопили, а другое, более ценное оборудование, засыпали землей в котлованах.
2. В тоннелях под Днепром планировали сделать систему которая закрывала бы рельсы сверху прочными щитами, по которым могли бы проехать автомобили и военная техника.
3. На Жуковом острове до сих пор сохранилось здания реабилитационного центра, где работники отдыхали и восстанавливали свои силы.
4. «Сталинские тоннели» не выдержали бы авиационных ударов. Тоннели под Днепром были рассчитаны на удар бомбы весом до 500 килограмм, тогда как люфтваффе уже сбрасывали бомбы весом свыше 1500 килограммов.
4. При строительстве метро в Киеве из тоннелей под Днепром изъяли практически все доступные тюбинги, которые затем были использованы при строительстве станций «Вокзальная» и «Политехнический институт».
5. На Оболонской набережной на видном месте и в свободном доступе находится непогруженный кессон, который напоминает корабль.

6 августа 1944 года государственный Комитет Обороны СССР принял постановление №6326 «О возобновлении строительства Южного железнодорожного тоннельного перехода под Днепром (строительство № 1 НКПС)». Документ имел гриф «совершенно секретно» (в настоящее время документ рассекречен и находится на хранении в российском государственном архиве социально-политической истории). Из тоннелей под Днепром начали откачивать воду, а из котлованов откопали технику. В конце 1946 года на уже разконсервированных участках во всю шла работа, а на Жуковом острове общежитие наполнилось рабочими до отказа. Но спустя 4 года продолжение Строительства №1 НКПС признали нецелесообразным. Остатки этого грандиозного сооружения до сих пор можно увидеть на Оболони, Жуковом острове и Осокорках.

Как прокладывали тоннели под Днепром?

Укладка секций тоннелей производилась при помощи кессонов. Кессон — по сути железобетонный ящик, который перевернут вверх дном, а в дне — отверстие. Над ним отливается железобетонная тоннельная секция, а в камеру кессона под высоким давлением закачивается вода, которая очень мощной струей размывает землю, песок, глину. Образовавшаяся смесь откачивается насосами и подается на поверхность, откуда ее потом вывозят грузовиками. Грунт вымывается и кессон вместе с тоннельной секцией оседает вниз, шахта увеличивается, образуя ствол, выложенный изнутри чугунными тюбингами которые распирают землю под водой. Когда конструкция опускается на 50 метров, начинается горизонтальная проходка тоннеля — землю выдавливают с помощью проходческого щита: домкраты толкают его вперед, а рабочие монтируют из чугунных тюбингов кольцо тоннеля. Отталкиваясь от него домкраты вместе со щитом проходят в сутки около 1 метра.

Где находятся тоннели под Днепром?

Кессон на Оболонской набережной: Оболонская набережная, 13 (координаты 50.498797, 30.524665)
Погруженный кессон и затопленный тоннель на Оскорках: Садовая улица, 162 (координаты 50.365647, 30.611853)
2 кессона и наземный полузатопленный тоннель на Жуковом острове: Февральская улица, 1/6 (направление Стариковская улица) (координаты 50.335162, 30.575906)